Городской конкурс «Школьный музей: новые возможности» 31.10.2019

Номинация № 1. Работу выполнила ученица 10 «Г» класса

Музейные впечатления. ( Музей бытовой культуры русского крестьянства)

Здравствуйте, уважаемые читатели и возможно будущие гости нашего школьного музея. Сегодня хотелось бы с Вами поделиться историей и впечатлениями о нашей школьной жизни, а именно музейной жизни. Музейная жизнь – она удивительна. Полна таинств и «исторической энергетики». В нашей любимой школе давным давно существует музей, который ведет свою историю аж с 2004 года. Идея его появления зародилась совместно с учениками тех времен. Постепенно в кабинете истории стали накапливаться разные экспонаты, рассказывающие о быте наших предков- крестьян. Эти предметы в школу приносили ученики и их родители. Когда экспонатов стало очень много, старшеклассники предложили систематизировать экспозицию и поместить ее в пределах одной классной комнаты площадью 36 квадратных метров, имитированной в крестьянскую избу. Хотелось бы заметить, со слов работающих в то время учителей: « Это была грандиозная затея, которая вдохновила как и учителей, так и учеников. А учитывая, что школа была новостройка, как и район, то желание создать что-то новое только подогревалось». Интересно конечно было слушать воспоминания учителей и видеть их эмоции. Оно того стоит.

Главной идеей была конечно же собранная экспозиция. Она должна была вызывать интерес учеников и учителей к быту и жизни крестьян. Эти чувства удалось достичь с помощью театрализованных экскурсий, различных разыгрываемых сценок из жизни наших предков, в которых использовались элементов одежды, утварь и другие различные предметы из повседневного быта крестьян. Кроме того в музее есть специальная и по-своему уникальная книга- визитная карточка музея «Бытовой культуры крестьян». В ней рассказана краткая история музея и представлены описания предметов из экспозиции. Также там написаны имена и фамилии гостей школы, учителей и их классов , которые посещали экскурсии или смотрели сценки, сделанные учениками.

Стоит отметить, что при оформлении музея учитывалось символическое значение размещения предметов быта (семиотика жилища). Интерьер русской избы был соблюден . по возможности, с предельной точностью. В музей посетители попадают через «деревянную» дверь, расписанную в стиле крестьянского жилища. Над дверью имеется образец деревянного наличника, привезенный из Рязанской области. Сами двери в старину, надо сказать, были небольшой высоты, что было обусловлено и физиологическими особенностями людей того времени и желанием сохранить тепло, которое давала печь. Стены музейной комнаты оббиты деревом, что создает эффект присутствия в избе. С правой стороны (согласно традиции) размещена печь, которая является отличным макетом для демонстрации интерьера , возле которого представлена печная и кухонная утварь. По диагонали от печи расположен «красный угол», который являлся местом рассадки уважаемых людей. «Красному углу» кланялись и крестились перед входом в избу. Отсюда его и название «красный», то есть красивый. Здесь на полке-божнице находятся иконы, украшенные старинными вышитыми полотенцами. Кстати, об иконах. В нашем музее представлены иконы конца 19- середины 20 века. Все они привезены из Рязанской и Владимирской области, где в дар музею их передали местные представители духовенства.

К стене примыкают две лавки и стол. Третий угол, занимает экспозиция, рассказывающая о женских занятиях, быте, традициях крестьянок. В избе это пространство называется «бабий угол», так как в старину оно выполняло функцию кухни. В этой части музейной экспозиции представлена домашняя утварь ( посуда из глины, дерева и бересты, корзины и короба, бочка. Утюги, ухваты и прочее) ; образцы культур , выращиваемых крестьянами. Также особые чувства вызывают две старинные ступы, привезенные из Рязанской и Брянской областей, которым уже больше 100 лет, которые служили «верой и правдой» при приготовлении хлеба. На этой же стороне расположено зеркало; представлены образцы крестьянской обуви и одежды, некоторые, из которых помещены в старинный сундук. Имеется самопрялка и старинные пяльцы в рабочем состоянии. Люлька, в которой еще в 1960-х годах качали детей, а сегодня она помогает нам знакомить детей с историей.

Небольшая часть музея рассказывает о крестьянских детях, здесь размещены несколько игрушек из дерева, бересты и глины. Четвертый угол , обозначенный пространством от боковой стороны печи до параллельной ей стены избы, оборудован предметами мужского крестьянского труда. На стене висят капкан, дымарь, скобель, плотницкий инструменты и другие вещи. В экспозиции можно увидеть старинные колеса телеги, безмены (весовые инструменты разных вариантов, которые в разные эпохи нашей истории измеряли вес то в пудах, то в кг.). Пол музея устлан домоткаными половиками. Стоит отметить, что данная экспозиция заслуживает особого внимания, так как для крестьян работа «в поле» являлась основополагающим моментом и занимала значительную часть года. Что уж говорить, если время «сева» для крестьян был праздник, на который они выходили в нарядных одеждах и босиком, чтобы ощутить землю.

А в старинном сундуке (находящемся в третьем углу) лежат работы школьниц, которые были представлены на разных конкурсах по технологии и истории. Например, женский головной убор. В нем отражается идея неба. На головном уборе обычно изображалось «Солнце», часто в трех позициях – восходящее, полуденное и закатное; Мировое дерево, стремящееся в небо; птицы. Традиционно женские мотивы орнамента – знаки воды, луны, плодородия и изобилия, олени и кони, как носители солнечной силы и женские фигуры.

Экспонаты музея находятся в рабочем состоянии. Так , что их в любой момент можно использовать в качестве материала при организации экскурсии и других видах деятельности.

Музей все эти годы имманентно являлся сердцем школы, которое работает без помех, то есть ученики до сих пор интересуются им, ждут с нетерпением новых театральных сценок . Ведь образовательный процесс в нашей школе перманентно развивается, и, кроме того скорректирована на межрайоном уровне работа школьного музея с музеями других общеобразовательных учреждений.

Каждое новое поколение удивляется какой-либо части нашей истории. Ведь она удивительна и уникальна. Ведь у разных народов, населяющих наш мир, своя культура, свой этнос, традиции, праздники и многое другое.

Надо сказать, что за годы своего существования наш школьный музей был представлен не только для учеников и родителей, но и людей достаточно публичных. Одни из самых ярких презентаций нашего школьного достояния произошли для делегации американских педагогов в октябре 2005 года, которые были приятно удивлены мастерством и талантом детей, которые «окунули» иностранных педагогов в русскую сказку и быт русских людей рубежа 19 века. Нельзя не сказать и о посещение нашего музейного дома и такими людьми, как депутатом московской городской думы С.А. Туртой в апреле того же года, когда до него дошли истории наших успехов на городском уровне. Хочется отметить и тот факт, что в январе 2017 года нашу школу посетил депутат Государственной Думы Чернышов Б.А. являющийся заместителем председателя комитета по образованию, который по приглашению наших педагогов провел встречу с учащимися старшей школы по вопросам профессиональной ориентации. Наш гость не только дал ребятам множество практических советов, но и заглянул в наш уютный музей, где ему, как представителю образования были представлены новейшие разработки программ по музейной педагогике. Наш гость пожелал нам новых побед.

Несмотря на свою пятнадцатилетнюю историю существования, на базе музея разрабатываются различные исследовательские проекты, которые будут представлены на различных городских конкурсах. В октябре 2019 года наш музей стал участником городского конкурса смотра-музеев «Помним героев войны и Победы» посвященный 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Наш музей, как и музеи школьного комплекса посетила комиссия, которой был представлен музейный актив, музея работа и экспонаты. Мы настроены серьезно и очень хотели бы победить! Мы ценим, то, что имеем. И не собираемся останавливаться на достигнутом!