Изучаем историю с интересом! 10.09.2017

В октябре пятые классы лицея №2010 на уроках истории завершили изучение темы «Эпоха первобытности». На уроках наши ученики узнали много интересного. Как появились первые люди на земле? Могли ли первобытные люди выжить в таких тяжелых условиях, и как древние всему научились? Почему исчезли неандертальцы и что могли обожествлять кроманьонцы?

Этот период таит в себе множество загадок. Ученые до сих пор спорят и стоят гипотезы. Наши ученики тоже побывали в роли историков и исследователей, попытались доказать для чего был построен Стоунхенж, из-за чего вымерли мамонты и как появился первые человек. Их исследования реализовывались на уроках в виде создания презентаций и объяснения различных точек зрения ученых на эту проблему. Обязательно нужно было указать ту гипотезу историка, которая для ученика оказалась наиболее подходящей к личному мнению.

Закрепление знаний по теме можно производить по-разному. Это не только повторение материала в учебнике, но и работа над творческими проектами. Изучая искусство первобытных людей и понимая, что творчеством первобытные люди занимались не из-за эстетических потребностей, а из-за желания прокормить свое племя, педагог Глушенкова Екатерина Евгеньевна предложила попробовать себя в роли шамана-волшебника: заговорить первобытное животное на ближайшую охоту. Для этого на уроке были рассмотрены письменные исторические источники в виде фотографий наскальных рисунков из различных пещер, открытых для исследования археологами. Также педагог объяснил как можно подготовить бумагу, чтобы поверхность была больше похожа на кусочек скалы. На уроке учитель с детьми обсудил, какими красками могли пользоваться первобытные люди и почему нельзя хорошо прорисовывать образы людей в наскальной живописи. Такой темой проекта ученики занимаются из года в год, и из лучших работ педагог в классе организовывает выставку «Наскальная живопись».

Другой творческий проект посвящен первобытным орудиям труда. Ребята, находясь дома или на приусадебном участке, с удовольствием подбирают природные материалы, из которых предположительно древний человек мог сделать каменный топор, молотой, рубило, скребок. Пытаются создать подобные орудия труда, и на уроке эти экспонаты являются для учеников настоящими макетами для изучения Первобытности.

Девочки очень любят играть в этом возрасте в куклы. А в нашем современном мире даже взрослые женщины увлечены таким хобби, как создание кукольных домиков. С трепетом и увлечением создают уют в картонном царстве и радуют своих близких творчеством. Педагог же решил такое увлечение связать с историей и предложил некоторым заинтересовавшимся создать макет жилища первобытного человека. Обустроить быт древнего человека в пещере и даже, по возможности, создать куклы первобытных людей. У некоторых это получилось, и до сих пор детские макеты заставляют детей и взрослых проявить свое любопытство и исследовать такие макеты.

В проектной деятельности главное индивидуальный подход учителя к ученику. Не каждый ребенок способен сделать все, что задумал учитель. Педагог должен видеть способности ученика и помочь раскрыться в интересуемой его теме. Поэтому у Глушенковой Екатерины Евгеньевны в основном все творческие и исследовательские проекты носят индивидуальный и необязательный характер. Ребята их делают по собственному желанию и с большим интересом. Макеты, творческие работы учащихся используются педагогом на последующих уроках для углубленного изучения данной эпохи в других классах, а так же для создания тематических выставок.