Сайт имеет высокое качество информационного наполнения и входит в зеленую зону общероссийского рейтинга сайтов образовательных учреждений.
Лауреат конкурса "Учитель года Москвы-2016"
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2016-2017 учебном году
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2014
Участник Рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году.
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2014-2015 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году
Юго-Восточный административный округ

Музей техногенных катастроф

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ ТЕХНОГЕННЫХ КАТАСТРОФ

ГБОУ Школы №2010

ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА М.П. СУДАКОВА

I. Введение

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности,

творческого отношения к деятельности, бережного, внимательного отношения к окружающему миру, владение культурой своего народа – вот ведущие ценности, которыми должен руководствоваться, на наш взгляд, педагогический коллектив.

Школьный музей техногенный катастроф является одной из форм образования в условиях образовательного учреждения, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов-источников по истории Чернобыльской атомной станции и других техногенных катастроф.

II. Решение проблемы патриотического воспитания средствами школьного музея

Посещение музея, встреча с ликвидаторами аварии на ЧАЭС воспитывает гуманность учащихся, понимания ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважение человеческого достоинства, милосердия, способности к состраданию, сопереживанию, терпению, доброжелательности, высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самодисциплины. Музей техногенных катастроф имеет не только научно-познавательную ценность, но большое воспитательное значение.

Авария на ЧАЭС самая крупная техногенная радиоэкологическая катастрофа современности – ядерная авария на четвертом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции. Медицинские, радиобиологические, социальные, историко-культурные и экономические проблемы постчернобыльского периода не имеют аналогов и отличаются от других известных в мире природных и техногенных катастроф.
Мировым сообществом и решением ООН эта авария расценивается как крупнейшая техногенная экологическая катастрофа 20 века. Эта трагедия стала достоянием мировой истории. Главной фигурой во всем процессе ликвидации последствий глобальной радиационной катастрофы с первого дня и по сей день является Человек.

Чернобыль не закончился закрытием атомной станции. Его последствия ощущаются до сих пор. Безусловно, что-то забылось, но не все. Вместе с тем, прошедшие годы возвестили новые грани того подвига, который совершили люди. Об этом и предстоит узнать поисковым отрядам учащихся школы.

III. Цель и задачи создания музея техногенных катастроф

Цель - привлечение внимания общественности и подрастающего поколения к проблемам техногенных катастроф и последствиям Чернобыльской и других радиационных аварий. Воспитание бережного и ответственного отношения молодых и взрослых людей к своей жизни и жизни близких людей, к природе и окружающему миру.

Задачи:

  • Знакомство подростков и молодежи с событиями и героями чернобыльской трагедии.
  • Развитие у детей, молодежи искреннего сочувствия, любви и благодарности к героям - чернобыльцам.
  • Развитие интереса к поисковой и исследовательской работе, связанной с увековечением памяти защитников Отечества.
  • Содействие формированию социально значимой активности детей, молодежи и их наставников.
  • Выявление и поддержка талантливых детей, молодежи и их наставников в области художественного и литературного творчества патриотической направленности.
  • Расширение кругозора, воспитание познавательных интересов и способностей, овладение учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности.
  • Привлечение к участию в патриотическом воспитании молодежи членов общественных организаций, в частности Союз «Чернобыль» Москвы.
  • Использование музея в учебно-воспитательном процессе (экскурсионная, просветительская работа)
  • Гражданско - патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, участие в создании отечественного исторического наследия, участие в поисковой и шефской работе, развитие детского и молодежного добровольчества.
  • Возрождение духовности, формирование у подрастающего поколения исторической памяти, уважение к героической и драматической истории своей страны, воспитание социальной ответственности, готовности к достойному служению Отечеству

IV. Совершенствование программы деятельности школьного музея

Организация деятельности музея опирается на законодательные акты, включающие вопросы патриотического воспитания граждан Российской Федерации:

  1. Федеральный закон от 9 мая 2006 г. N 68-ФЗ "О почетном звании Российской Федерации "Город воинской славы"
  2. Федеральный закон от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России" (с изменениями и дополнениями)
  3. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 “О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы”
  4. Приложение к Постановлению Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. №191 « О продолжительности рабочего времени педагогических работников»
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»
  6. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»
  7. Постановление Минтруда РФ от 10.11.1992 №30 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым должностям служащих»
  8. Приказ Минздравоохранения и социального развития от 31 мая 2011 г. № 761 «Из квалификационных характеристик должностей работников образования» (изменения)
  9. Приказ Департамента образования города Москвы «Об утверждении Примерного положения о музее государственного образовательного учреждения системы Департамента образования города Москвы и состава Совета музеев государственных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы» от 31.07.07 № 582
  10. Приложение 1 к приказу Департамента образования города Москвы от 31.07.07 № 582 «Примерное положение о музее государственного образовательного учреждения системы Департамента образования города Москвы»
  11. Приказ Департамента образования города Москвы от 10.03.2009 № 90 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 31.07.07. № 582»
  12. Дополнение к приказу «О совершенствовании системы развития музеев в государственных учреждениях системы Департамента образования города Москвы» от 17.07.2008 г. № 418

Программа развития музея предусматривает мероприятия по воссозданию трагических событий техногенных катастроф нашей страны и за рубежом. Это делается в целях извлечения уроков и воспитания у обучающихся разумного отношения к техническому прогрессу и качественного отношения к своей будущей профессиональной деятельности. Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей учащихся, работа с литературными источниками, справочным материалом, документами, знакомство с архивными материалами, беседы с очевидцами событий, ветеранами-ликвидаторами аварии.

Допускается использование школьного музея в учебной работе – проведение уроков физики, химии, ОБЖ.

Музей должен стать организатором военно-патриотической работы, т.к. многие ликвидаторы аварии на ЧАЭС за свои подвиги награждены боевыми орденами и медалями, участники и очевидцы техногенных аварий являются мужественными людьми и патриотами своей страны. Поэтому предполагается усилить инициативу музея в организации общественно-полезных дел. Для этого планируется проведение комплекса мероприятий:

  • Проведение Дня спасателя.
  • Встречи ликвидаторами аварии на ЧАЭС, с сотрудниками МЧС.
  • Организация Вахты Памяти у Памятного знака на территории Лицея.
  • Проведение Уроков Мужества.
  • Участие в поисковой работе, конкурсах творческих работ, спортивно-прикладных играх.

V. История создания музея

Цель создания экспозиции музея – помочь человечеству постигнуть чернобыльскую аварию как реальный фактор достоверности возможной гибели нашей цивилизации, осмыслить уроки трагедии во всех сферах жизни, не дать миру возможности забыть эти уроки, стать предостережением поколениям следующего тысячелетия. Лейтмотив экспозиции – велика сила человеческого ума, но ей должна отвечать и полнота ответственности за свои деяния. Поэтому неслучайны отобранные создателями музея слова, которые встречают посетителя перед выходом:

«Человек, опомнись!

Человек, остановись!
Других шансов не будет!

Чернобыль – последнее предупреждение Человечеству!

По мнению педагогического коллектива, школьный музей – это соединение воспитания, образования, истории и культуры. Перед педагогическим коллективом школы - новостройки встал вопрос об организации в школе музея. Изучив контингент учащихся, жителей близ лежащих домов, выяснили, что на территории Люблинского района проживает 126 человек, которые участвовали в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС., 34 ребенка из семей ликвидаторов, 17 вдов и матерей. Только в нашей школе таких семей – 5. Символично и то, что номер школы №1986, ныне ГБОУ Школа № 2010 им. Героя Советского Союза М.П. Судакова соответствует году, когда произошла авария на ЧАЭС – 1986. Поэтому было принято решение об открытии в школе музея техногенных катастроф.

Не сразу, не за один год, была создана такая экспозиция, которая отвечала бы поставленным целям. На то был ряд причин. Главная из них – гриф «Секретно», который распространялся на всю информацию об аварии, ее причины, следствия, мероприятия по ликвидации. Этот гриф оставлял свой отпечаток не только на документах, но и на людях – участниках и свидетелях этих событий, они не могли говорить правду, да и вообще что-либо публично рассказывать.

В экспозициях музея представлены материалы, связанные с жизнью и деятельностью жителей района Люблино, принимавших участие в ликвидации аварии и пострадавших.

Среди экспонатов музея карта 30 км зоны отчуждения, фотографии, с места событий, книги, отражающие события на ЧАЭС, модели защитных костюмов, противогазов, устройств для проверки герметичности противогазов, которые использовались при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, разумеется, это не реальные костюмы и предметы защиты из Чернобыля. Вся ликвидированная одежды с места событий давно уничтожена, а награды и другие свидетельства славного мужества и стойкости участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС – подлинные.

VI. Перспективы развития музея

Музейная работа является мощным фактором развития способностей и творческой инициативы учащихся, составляет неотъемлемую часть научно-системного подхода к обучению. Поэтому деятельность музея должна всегда совершенствоваться и реализовывать новые задачи и перспективы развития, а именно:

  • прием, обработка вновь поступивших экспонатов;
  • совершенствование экспедиционно-выставочной работы;
  • организация образовательной, воспитательной и просветительской музейной деятельности;
  • осуществление методической, издательской работы;
  • расширение тематического и содержательного аспектов деятельности музея;
  • организация и проведение встреч с участниками ликвидации аварии на ЧАЭС и других техногенных катастроф;
  • участие в муниципальных, окружных и городских конкурсах.

VII. Руководство музейной работой

Осуществление целенаправленного систематического педагогического руководства – важнейшее условие повышения деятельности музея в учебно – воспитательном процессе. Координацию деятельности музея осуществляет заведующий школьным музеем. Предполагается активное привлечение ликвидаторов аварии на ЧАЭС, представителей творческих общественных организаций к работе школьного музея, полнее использовать их опыт и духовный потенциал в целях сохранения и преемственности славных боевых и трудовых традиций. Директор образовательного учреждения координирует деятельность по развитию и организации работы школьного музея, обеспечивает контроль за использованием материалов школьного музея в учебной, внеклассной работе, чтобы все документы, особенно подлинники, бережно хранились.

VIII. Оценка эффективности реализации программы развития музея

В результате осуществления программы развития музея ожидается:

· обеспечение морально-нравственного воспитания подрастающего поколения;

· возрождение нравственных ценностей российского народа;

· сохранение и развитие боевых и трудовых традиций, хранение памяти о пострадавших в результате техногенных катастроф;

· оптимизация работы по военно-патриотическому воспитанию школьников в современных условиях;

· воспитание у учащихся разумного отношения к технологическому прогрессу и качественного отношения к своей будущей профессиональной деятельности.

Музей – это место раздумий о прошлом и будущем человечества,

место памяти, храм надежды и спасения.

04.10.17
подробнее
обновлено: 04 октября 2017