Сайт имеет высокое качество информационного наполнения и входит в зеленую зону общероссийского рейтинга сайтов образовательных учреждений.
Лауреат конкурса "Учитель года Москвы-2016"
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2016-2017 учебном году
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2014
Участник Рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году.
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2014-2015 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году
Юго-Восточный административный округ

Музей Героя Советского Союза, лётчика-истребителя И.М. Астахова (СП №2)

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ БОЕВОЙ СЛАВЫ 309 ИАСКД

ГБОУ Школы № 2010 им. М.П.Судакова

I. Введение.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей активность, самодеятельность, гражданскую позицию учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих большую воспитательную и познавательную ценность.

По своему профилю музей ГБОУ Школы № 2010 является музеем боевой славы. Он воссоздает страницы истории Великой Отечественной войны 1941- 45 гг., рассказывает о боевом пути 309 ИАСКД, о жизни и подвиге Героя Советского Союза И.М.Астахова.

Музей - это:

•благоустроенное, приспособленное для обслуживания большого количества посетителей, оснащенное необходимыми материально-техническими средствами пространство коммуникации

• место встречи для тех, кто владеет информацией и заинтересован в ее распространении, и тех, кто в этой информации нуждается

•место хранения исторической, культурологической и прочей информации

•средство коммуникации (носитель специфической, основанной на предметном материале, универсальной информации)

•сочетание систем вербального, визуального, символического, электронного и др. видов передачи информации

•система экспозиций и выставок, работающая в тесном контакте с общественностью, ветеранскими организациями, библиотекой

•инструмент передачи информации

Приведенная модель позволяет более определенно очертить круг задач, которые предстоит решать музею.

II. Решение проблемы патриотического воспитания

средствами школьного музея.

В последнее время социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

Важная роль в создании системы патриотического воспитания принадлежит школьным музеям. Героические события отечественной истории, выдающиеся подвиги наших соотечественников сохранили качества нравственных идеалов, что создает прочную базу для патриотического воспитания школьников.

III. Цели и задачи школьного музея.

Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения.

IV. Совершенствование программы деятельности музея.

Организация деятельности музея опирается на законодательные акты, включающие вопросы патриотического воспитания граждан Российской Федерации:

• Государственную программу "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы" от 5 октября 2010 года № 795;

• Федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России" от 10 февраля 1995 г;

• Положение о статусе школьного музея, согласно приказу Департамента образования г. Москвы от 31 июля 2007 г. № 582

1.Программа развития музея предусматривает мероприятия по углублению изучения истории Великой Отечественной войны, сохранению патриотических традиций. В экспозиции школьного музея имеются подлинные материалы, которые раскрывают важнейшие этапы Великой Отечественной войны, героические подвиги летчиков, боевой путь 309 истребительной авиационной Смоленской Краснознаменной дивизии, подвиг И.М.Астахова Основная работа нашего музея – сохранение памяти о героических подвигах нашего народа, пропаганда его боевых и трудовых традиций. Экспозиция нашего музея помогает расширять знания школьников об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувства уважения к ее истории. Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, передают свои знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках деятельности школьного музея.

2.В числе важнейших мер предусматривается использование школьного музея в учебно-воспитательной работе с учащимися. Главная задача педагогического коллектива школы состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательном процессе. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Подлинные материалы музея школы помогают учителю истории в освещении важнейших периодов Великой Отечественной войны.

3.Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения предлагается учителям в перспективном планировании на учебный год или полугодие предусматривать работу учащихся в музее и использовать музейные материалы в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами по истории и боевой летописи армии и флота, о деятельности выдающихся полководцев России.

4.Музей только тогда себя оправдывает, когда он становится организатором военно-патриотической работы. Поэтому предполагается усилить инициативу музея в организации общественно-полезных дел. Для этого планируется проведение комплекса мероприятий: экскурсии и походы по местам боевой славы, встречи с ветеранами, "Вахта памяти", конкурсы творческих работ, военно-спортивные игры и т.д.

В связи с этим перед музеем встают следующие задачи:

1.Расширение временных и территориальных рамок коммуникационного пространства музея.

2.Расширение культурных связей с учреждениями и организациями района, города. Фиксация необходимых связей музея.

3.Увеличение количества посетителей музея за счет расширения связей с ОУ района, округа.

4. Техническое дооснащение музея, компьютеризация системы хранения фондов.

5. Расширение спектра носителей информации (мультимедиа).

6.Более подробное освещение деятельности музея школьными и районными СМИ.

7.Расширение состава участников музейной деятельности.

ПОДВИГ Героя Советского Союза И.М.Астахова

26 сентября, когда над освобожденным Смоленском реяло победоносное красное знамя, четыре «Лавочкина» под командованием Ивана Астахова прикрывали наши наступавшие войска. Внезапно 36 вражеских бомбардировщиков под прикрытием 12 истребителей попытались нанести удар по переднему краю. Узнав об этом от наземных наблюдателей, капитан Астахов стремительно пошёл на сближение с гитлеровскими стервятниками. Его не смутило их многократное численное преимущество. Под натиском советских истребителей строй врага был расколот; беспорядочно сбросив бомбовый груз, немецкие самолеты повернули обратно.

В этом воздушном бою Астахов сбил бомбардировщик Ю-87 и сильно повредил второй. Другие лётчики эскадрильи тоже уничтожили два вражеских бомбардировщика и повредила один. Так была выиграна очередная схватка с превосходящими силами врага. Этот бой как образцовый изучили во всех полках истребительной авиадивизии. Командование представило капитана Астахова к правительственной награде.

Бдительно несли свою боевую вахту в смоленском небе отважные лётчики-истребители. 13 октября 1943 г. Иван Астахов провел бой и сбил «Фокке-вульф-190», и хотя горючее и боеприпасы были на исходе, не раздумывая, атаковал их. На глазах всего личного состава истребительного авиаполка он зашел в хвост гитлеровской машины и сбил её с первой же очереди. Второй самолет врага на полной скорости уклонился от боя.

Всего за время Великой Отечественной войны капитан Астахов совершил 283 боевых вылета, участвовал в 63 воздушных боях, лично сбил 12 самолётов противника и семь самолётов уничтожил совместно с ведомыми. В последний раз он вылетел на выполнение боевого задания 7 февраля 1944 г. В воздухе над переднем краем двух «Лавочкиных» атаковало несколько истребителей врага. Гитлеровцы, видя своё многократное численное превосходство, поочерёдно набрасывались на советские машины. Самолёт Астахова был подбит. Прикрывая товарища поврежденной и трудноуправляемой машиной, он продолжил бой и сбил одного гитлеровца. Но остальные восемь «фокке-вульфов» взяли истребитель в плотное кольцо, и, охваченный пламенем, он рухнул на землю. Так погиб один из героев освобождения Смоленщины, отважный воздушный воин капитан Иван Михайлович Астахов.

Указом президиума Верховного Совета от 1 июля 1944 г. ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

ОБЗОР ЭКСКУРСИИ ПО МУЗЕЮ БОЕВОЙ СЛАВЫ 309 ИСТРЕБИТЕЛЬНОЙ АВИАЦИОННОЙ ДИВИЗИИ

Музей начал создаваться в 70-х годах прошлого века и был посвящен выпускнику нашей школы Герою Советского Союза Ивану Михайловичу Астахову.

Ваня Астахов родился в 1921 году в Тульской области. Рано потеряв родителей, он приехал в город Люблино (ныне это наш район Москвы) к брату и в 1939 году закончил школу № 3 (теперь это наша школа), люблинский аэроклуб. Затем Астахов учился в Борисоглебской школе военных лётчиков, в 1941 году её закончил и тут же был отправлен на фронт.

Воевал в составе 49 авиаполка 309 истребительной авиационной дивизии. Вёл бои в воздухе, штурмовал войска противника на земле, сопровождал грозные штурмовики и бомбардировщики, летал в тыл врага на разведку.

Даже в сложной обстановке воздушного боя никогда не терялся. Его не останавливало численное превосходство врага. В любых условиях он смело вступал в бой с противником и, как правило, одерживал победу.

Всего за время Великой Отечественной войны капитан Астахов совершил 283 боевых вылета, участвовал в 63 воздушных боях, лично сбил 12 самолётов противника и семь самолётов уничтожил совместно с ведомыми. В последний раз он вылетел на выполнение боевого задания 7 февраля 1944 г. В воздухе над переднем краем двух «Лавочкиных» (Ла-5 ФН) атаковало несколько истребителей врага. Самолёт Астахова был подбит. Прикрывая товарища поврежденной и трудноуправляемой машиной, он продолжил бой и сбил одного гитлеровца. Но остальные восемь «фокке-вульфов» взяли истребитель в плотное кольцо, и, охваченный пламенем, он рухнул на землю. Так погиб один из героев освобождения Смоленщины, отважный воздушный воин капитан Иван Михайлович Астахов. Похоронен под г. Рудня Смоленской области.

Указом президиума Верховного Совета от 1 июля 1944 г. ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

На наших стендах вы можете видеть фотографии Астахова и его семьи, а также фотографию могилы героя, сделанную учащимися нашей школы в 80-х годах.

Экспозиция музея в 80-х годах расширилась за счёт поступления материалов о 309 авиационной дивизии от её ветеранов, в частности, от бывшего командира 49-го авиаполка Спириденко Николая Кузьмича, а позже, в 90-х годах её пополнил Комаров Виктор Алексеевич. К сожалению, их уже нет в живых.

Дорогой ценой была оплачена победа в Великой Отечественной войне. Только 309 истребительная авиационная дивизия за годы войны потеряла 160 человек из своего личного состава, 127 из них – лётчики.

На стендах нашего музея вы можете увидеть фотографии политотдела дивизии, боевых друзей Астахова, командиров дивизии, фотографии встреч ветеранов в послевоенные годы. В настоящее время встречи уже не проводятся. Мы пытаемся разыскать ныне живущих ветеранов, а также хотим установить контакт с их потомками.

В 70-80-х годах при Доме культуры имени И.М.Астахова работал отряд «Поиск» под руководством учителя нашей школы Даны Борисовны Аш, ребята которого исследовали поля сражений Подмосковья. Экспонаты, которые вы можете увидеть в музее – это, в основном, находки, сделанные учащимися школы в Истринском районе Подмосковья на месте сражений 11, 12 и 13 полков народного ополчения. Здесь вы можете видеть образцы оружия не только советских, но и немецких войск: миномётные мины, каски, элементы пистолетов и винтовок, предметы военного обихода.

Мы ждем Вас в нашем музее!

04.05.17
28 апреля 2016 г. учащиеся 5 класса "А" посетили Музей боевой славы.
подробнее
обновлено: 04 октября 2017
25.04.16
в номинации «Музейный маршрут»
подробнее
обновлено: 25 апреля 2016
14.04.16
13 и 14 апреля 2016 года учащиеся 9-11 классов СП № 2 приняли участие в Третьем этапе музейно-исторической интернет-викторины «Войны священные страницы навеки в памяти людской»
подробнее
обновлено: 14 апреля 2016
13.04.16
11 апреля 2016 года, в СП № 2 прошло тематическое мероприятие, посвященное Международному дню памяти узников фашистских концлагерей.
подробнее
обновлено: 13 апреля 2016